Воспоминания Лидии Петровны Антоновой.
(Орфография и пунктуация автора сохранены).
Приближается 45-ая годовщина освобождения района от немецкой оккупации. Словами не передашь той радости, которую пережили люди в конце февраля 1944 года. Это надо почувствовать сердцем.
Одновременно вставали вопросы, как жить дальше. Война продолжалась еще больше года. В хозяйствах не осталось ни инвентаря, ни рабочего скота. Но была земля. На ней надо было работать. Наступила весна 1944 года. Образовались маленькие (из одной-двух деревень) колхозы. Работали комсомольские организации. Работала и наша в маленьком колхозе «Оборона страны», что на территории Успенского с/с. С трибуны комсомольской конференции в одном из сохранившихся зданий поселка рассказывала о том, как мы работали на земле: обучали пахать оставшихся у людей коров, копали землю лопатами, носили в мешках за плечами семена из Сущева.
Трудно было, но и радостно. Знали, что война окончится скоро и нашей победой, что не надо больше боятся немецкого рабства.
Мой по-настоящему трудовой путь начался осенью 1944 г., когда нас девочек ( с образованием 9 кл.)РОНО (зав.К.Ф.Карташова) мобилизовала на работы в школы района. Ведь столько было детей! Были и малыши, были и переростки, пришедшие в 1 класс в возрасте 10-11 лет. У нас в Махновской нач. школе училось более 300 детей.(точную цифру за давностью не помню)
В 1944/45 учебном году я приняла 1 класс в 42 человека. Буквари были, а вот с бумагой были страшные трудности. Дети приносили кое-что мы: кусочки обоев, оберточной бумаги и др.. Приходилось ночами сидеть с карандашом и линейкой и чертить строчки, чтобы эти 40 человек могли выводить первые в их жизни слоги и слова.
Учились в две смены, с/совет арендовал свободное помещение еще у колхозницы (деревенская изба с партами, сколоченными из досок). А как старались наши ученики, как они красиво писали, выразительно читали, занимались физкультурой (на самодельных лыжах зимой)
Не буду говорить о том, как добирались летом 1945 на сессию в Опочку (все были оформлены на заочную учебу в Опочецкое педучилище, на III курс).
Скажу только одно, домой добирались пешком из Опочки до Бежаниц (через Новоржев). А с какими трудностями ездили в командировки в разбитые войною В.Луки (за учебниками, тетрадями). Сидя на мешке с «Родными речами» замерзала у вокзала г.В.Луки. Добравшись на товарных составах до ст. Новосокольники шли пешком до В.Лук по полотну ж/ дороги. И работали, работали, несмотря на страшные трудности.
В 1950 году после ин-та работать пришлось в Фишневской школе. Две смены, учеников много. Многие знают каким был микрорайон этой школы (от д.Апарино, до Юхнова, от Рога (в так называли Заклинке) до Дубинина , Глубокова).
Керосиновые лампы, подвешенные к потолку, деревянные скамейки вместо стульев. Я была директором школы. В учительской табуретки вокруг длинного деревянного дощатого стола. Владимир Иванович Марго (тогда мы были Великолукской области) заехал как-то в школу, проезжая в районный центр. Собрались в учительской, поговорил с нами, увидел нашу бедность, но вселил уверенность, что все будет хорошо. Многие наши ученики той поры и сейчас помнят, что не было в школе никаких Ч.П. хотя, ходили в школу за многие километры. Зимою рано утром, вечером поздно ночью.
Старались ученики, любили труд. Мы, учителя, часто бывали в деревне и не только по вопросам школьной жизни беседовали с людьми. В выборные компании, подписка на заем, революционные праздники мы были с людьми родителями наших учеников, готовили, как могли, художественную самодеятельность. Добрыми словами вспоминаю тех, кто помогал тогда школе ( многих из них видимо уже нет в живых) Петр Денисович Лисенков, Иван Рейнович Либер, Петр Григорьевич Попов, Аркадий Васильевич Малафеев, семьи Комиссаровых, Карнауховых и многие другие.
Прошли долгие годы, но трудное и доброе не забывается всю жизнь. С болью только, теперь на пенсии, думаешь о том, что не можем мы никак наладить нашу жизнь так, чтобы были у нас и порядок, и хозяйский глаз, доброта человека к человеку, чтобы дети наши любили труд, оберегали природу, были патриотами своих мест родных.
Я прожила всю жизнь в Бежаницком районе, 35 лет проработала в школе. Может быть не ушла бы так сразу на пенсию, если бы не семейные обстоятельства. (сразу трое внуков , которые не смогли в наши дошкольные учреждения определить).Но жизнью страны, района живу всегда. Ведь всю свою пусть совсем обычную человеческую жизнь прожила в районе, никогда не изменила ему.
Строчки эти не претендуют на публикацию, хотя хотелось бы напомнить всем тем, кто сейчас пресыщен богатством, накопительством, что ох как трудно было старшему поколению. Но ведь жили очень трудной, но интересной для нас жизнью. И сейчас в своем кругу вспоминаем такой смешной эпизод. Но очень поучительный для молодых. Не осуждайте, что занимаю такими строчками.
Зимою ( в январе 1953 г) проходила в Бежаницах учительская (традиционная) конференция. Ночевать было негде. Встретили в поселке пред. колхоза «Кр. Маяк» Иван Рейновича Либер. Любезно согласился взять нас (с учит. Лавреновой А.С.) в легкие саночки, подвезти домой (до Фишнева)
Лошадь была молодая. Иван Рейнович вез для нужд колхоза мешок с гвоздями. У Дешкова ехали по зимнику ( рядом с шоссе шла колея санная)
Лошадь испугалась, рванула, и легкие саночки опрокинулись. Все трое и мешок с гвоздями вывались в снег. Лошадь понесла санки в сторону Иванова. Что делать? Идти сзади. Иван Рейнович тащил пуда два гвоздей, ушел быстрее нас. Мы, придя в Фишнево, не успокоились до тех пор, пока не узнали, что лошадь примчалась к конюшне и дальше не пошла никуда. В длинном армяке ( есть такая одежда у русских) Иван Рейнович донес гвозди до их места назначения. Смеялись потом в своем коллективе. И сейчас я помню этот случай как смешной, но вдумайтесь, есть тут не только смешное. И потом, когда уже с одним из классов БСШ копали картофель в Тройкино, где Иван Рейнович, как звеньевой заботился о каждом клубне, я вспоминала все доброе о нем из далеких 50-ых, трудных годов.
А вчера слушала внимательно заключительное слово Михаила Сергеевича на совещании рабочих и думала о том, как бы было хорошо, если бы не было у нас никаких негативных явлений. Ведь для этого надо совсем немного: честно трудись, болей душой за свое дело, думай не только о своем благополучии. Не трогай того, что не принадлежит тебе. Живи по правилу: делай для человека так, как хотелось, чтобы он делал для тебя.
Л.Антонова, учительница- пенсионерка
(в те далекие годы Романова Лидия Петровна)
Пусть эти строчки будут в краеведческом музее, где видимо есть материал и о И.Р. Либер, К.Ф. Карташовой и др.
А если что – то можно использовать для газеты «Сельская новь» (о 45-ой годовщине освобождения района), буду рада. 16/II -89 г. Л. Антонова
Источник: Бежаницкий ИКЦ Философовых |