Форма входа


 

Категории раздела

род Философовых [43]
материал о представителях рода
К 100-летию Первой мировой войны [7]
Материал об участниках Первой мировой войны, о событиях того времени, связанных с историей нашего края.
Статьи о п. Бежаницы. [29] Деревенька моя! [34]
Статьи о деревнях Бежаницкого района, легенды о происхождении их названий и т.д.
Философовские чтения [5]
Материалы чтений разных лет.
Поздравления, отзывы, письма [1]
Поздравления, отзывы, письма в адрес ИКЦ
Публицистика, эссеистика, переписка . Д.В. Философов [23]
Произведения, переписка Д.В. Философова
ЖЗЛ нашего края [19]
Статьи о замечательных земляках и людях, связанных с Бежаницким краем
Дворянские гнезда нашего края [8]
Бывшие усадьбы, владельцы имений и т.д.
Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц... [1]
Проза и поэзия о родном крае
памяти войны 1812 года [2]
статьи об участниках Отечественной войны 1812 года
календарь [10]
календарь краеведческих знаменательных дат
Дорогами войны [35]

ПОУНБ





Четверг, 25.04.2024, 02:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Бежаницкий историко-культурный центр Философовых  
 https://vk.com/club155176255                                                                                                                                                                                                         
                                                                 
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Деревенька моя!

Васильева П.И. Староверы Порховского, Новоржевского уездов ( по материалам Государственного архива Псковской области) Начало.

 

П.И. Васильева (п.Бежаницы, Псковская область)

Староверы Порховского, Новоржевского уездов    (по материалам Государственного архива Псковской области)

начало   

Предполагается, что староверы «завелись» в Псковских и Новгородских землях в XVIII в. Думаю, что часть из них пряталась от гонений в псковских лесах и болотах ещё с Никоновских времён. Взгляните на карту Шелонской пятины, составленную А.М. Андрияшевым по писцовым книгам XVI в. Если соседние погосты были густо заселены, то Дегожский погост на карте восстановить не удалось. Изучая писцовые книги Андрияшев сделал вывод, что в XVI в. этот микрорайон был так сильно разорён, что когда осуществлялась перепись, здесь переписывать было нечего. Так почему бы староверам было не укрыться в этом заброшенном крае? В 1826 г. здесь была обнаружена раскольничья молельня (д. Плотки бывшего Дегожского пог., ныне Чихачёвская вол. Бежаницкого р-на, деревня сожжена немцами в 1942 г.).

Первые официальные сведения о старообрядцах Псковской губернии относятся к началу XIX века, когда вышел Циркуляр Российского правительства о негласном сборе данных о староверах. В Государственном архиве Псковской области (ГАПО) за два столетия накопилось много материала о старообрядцах в фондах: 20, 39, 59, 66.

Староверы жили в основном в Порховском, Новоржевском, Псковском и Опочецком уездах. В 1826 г. в Порховском уезде проживало 4875 раскольников. Из 5 раскольнических моленных, обнаруженных в губернии, 3 находилась в Порховском уезде (дд. Дорогостицы, Плотки, Корьхово). К 1835 г. в Порховском уезде 14000 староверов.

В Ф. 39 за 1800 г. есть дело в котором говорится «… многие из купечества, мещанства и поселян, содержащие издревле Православную Христианскую веру, по поводу совращения их раскольническими лжеучителями уклоняются целыми селениями в старообрядчество...».

В фонде Псковского Гражданского Губернатора (Ф. 20) хранятся сводные ведомости о раскольниках, их моленных. Такие данные собирались ежегодно по распоряжению Министерства Внутренних Дел (МВД). Помещались сводные ведомости и на страницы «Памятных книжек Псковской губернии». Но насколько им можно верить? При ближайшем рассмотрении данные, помещённые в сводные ведомости о числе раскольников, являются заниженными по сравнению с теми, которые получены из уездов. А кто поручится за то, что уезды давали объективные данные?

Данные Псковской Духовной Консистории (Ф. 39) о раскольниках тоже вызывают сомнения, так как лица, подающие сведения о раскольниках, часто скрывали истинную картину. Об этом говорят архивные документы.

«… староверы показали, что некоторые православные священники брали деньги: за сокрытие их сект;  за совершение треб по их обрядам (деньги большие); за то, что треб не совершали (не крестили, не проводили), а предоставляли возможность им (староверам) совершать требы по раскольничьему обряду.

Последовавшее расследование священников от обвинений освободило, так как нет доказательств (слово против слова). Под подозрением остался только Павел Поликарпов, который получил от крестьян корову. Корову эту, по его словам, он взял не за укрывательство раскола, а из сожаления к мужику по случаю сложившегося платежа (налог)».

Причины для сокрытия раскольников были, ведь наличие раскольников в приходе означало недостаточную работу по увещеванию склонившихся в раскол и даже могло стоить места священнику. Так, например, бардовский священник Пётр Алексеев пишет, что «неизвестно с какого года крестьяне д. Быхново состоят в расколе, но с 1818 г. не бывают у причастия. Неизвестно, где и через кого совращают». Псковская Духовная Консистория посчитав, что священник не образован, к приходу невнимателен и стар ставит вопрос о замене Алексеева внуком Александром Кудрявцевым. В 1841 г. увольняется с благочинной должности священник Пожеревицкого пог. И. Херасков за злоупотребления и послабление раскольникам. В 1861 г. священник пог. Городовик Соловский переводится в другой погост с лишением его места, а дьячок Черепнин и пономарь Модестов высылаются в монастырь за нетрезвую жизнь и распространение раскола среди прихожан их прихода. За помощь православным священникам, в обращении из раскола, можно было получить орден св. Анны 3-ей степени, как получил его титулярный советник Тургонинов за содействие священнику Кудрявцеву в обращении из раскола в единоверие.

Многие считают, что староверы были против учения, против просвещения, против развития общества, не принимали ничего нового. Но разве до XVII в. Русь не развивалась? И если в XVII‒XIX вв. какие-то новшества не принимались староверами, то только потому, что это исходило от власти враждебно к ним настроенной. Как только в отношении старообрядцев наступали какие-нибудь послабления, так сразу открывались церкви, школы. Конечно, среди старообрядцев (как и среди православных) были такие, которые видели в просвещении зло.

В памятной книжке Псковской губернии на 1862 г. есть статья неизвестного автора «Посад Сольцы». В ней есть слова: «Просвещение, в котором они (раскольники) привыкли видеть враждебные для них цели правительства, никогда не пользовалось их уважением, как и всё, к чему стремится расположить их правительство». К чему же стремилось расположить их правительство?

Старообрядцы ограничивались при занятии общественных должностей (каждый избранный должен был дать подписку о непринадлежности к расколу).

Вероятно, по причине притеснения не были приглашены к присяге Николаю I староверы пог. Барута Новоржевского у. Когда дело вскрылось, стали искать виновных и приводить к присяге раскольников.

Раскольникам было запрещено записываться в купеческую гильдию. Для того, чтобы приобрести право на торговлю, раскольники вынуждены были переходить в православие или присоединяться к единоверческой церкви. Уменьшение числа состоятельных прихожан приводило к тому, что в раскольничьи церкви-моленные не поступало богатых пожертвований.

Некоторые исследователи считают, что в XIX в. староверы составляли третью часть русского населения. Среди них и такие:

  • вопрос об увольнении Василия Климентьева с должности сельского старосты Сорокинской вол. Порховского у. за «недопущение и противодействие раскольников к слушанию бесед, проводимых священниками с расколоучителями».
  • царствование Николая I усилились репрессии в отношении старообрядчества.
  • опасаясь за свою жизнь или имущество перешли в православие или единоверие, тайно оставаясь раскольниками.

  • тайно перешли из православия в раскол.

    • запрет на открытые Богослужения заставил людей изворачиваться, лгать как духовной власти так и гражданской.
    • брак старообрядцев не признавался государством. В 1823 г. священнослужители просят Псковскую Консисторию дать им разрешение венчать раскольнические браки и получают отказ.

    После того как священник Д. Лавров Городовицкого прихода (ныне в составе Дедовичского и Бежаницкого р-ов) отказался венчать православного с раскольницей (обман вскрылся во время венчания) помещик А.И. Ноинский обращается в Консисторию с прошением разрешить священнику городовицкого прихода венчать без перехода к православию. Он пишет, что ранее крестьяне принадлежали к православию, а потом прилепились к расколу. Причащаются только немногие из дворовых, а в имении 1500 душ. Раскольники согласны венчаться в церкви, но без перехода к православию. Если отказать им в венчании, это приведёт к усилению разврата, уменьшению народонаселения. Распоряжение Консистории поступать не иначе как на основе общего положения радует крестьян и удаляет их от церкви, что всегда было единственным их желанием. В длину имение тянется на 40 вёрст (вдоль речек Деревки и Городянки). От церкви многие деревни удалены на 20 вёрст и более. Распоряжение духовного начальства умерших хоронить на кладбище при церкви способствует укреплению раскола, так как крайне отягощает крестьян (Как доставить покойника за 20 вёрст в распутицу по болотам или в зимние заносы?). В связи с вышеизложенным Ноинский в 1835 г. просит разрешить Лаврову: отпевать в домах, хоронить на ближайшем кладбище. Поднимал он вопрос и о крещении детей раскольников в их домах. Отказано.

    Не все священники были такими принципиальными, как Лавров. В ГАПО встречаются дела о незаконном венчании. Так, например, в 1833 г. раскольник посада Сольцы Шевелёв женился на дочери порховского купца по фальшивым документам. Справку о том, что он православный дали священники солецкий церкви. Второе дело о незаконном венчании новоржевского мещанина Николаева с раскольницей купеческой дочерью в 1841 г.

    На территории уездов проживали староверы разных толков, по-разному они относились к браку.

    • У беспоповцев при браках не было никакого церковного обряда. Сочетались браком в виду сельского общества ‒ брачующиеся становились на колени и давали клятву жить мирно и согласно.

    Как отмечал миссионер Алексеев, раскольники не признают такого значения брака, какое имеет православная Церковь ― как неразрывный союз мужчины и женщины. Среди них были такие, которые рассматривали брак как любовную связь, которая могла быть прекращена по причине обоюдного охлаждения. В этом случае собирается суд, который пытается примирить стороны, а если не сойдутся на мир, то присуждают - разойтись. В некоторых толках признавалось многожёнство. «Жена — это работница. И тело тешить не грех», ― говаривали они.

    За вступление в брак без религиозного обряда (по раскольническому обряду) раскольники привлекались к уголовной (судебной) ответственности. Только в 1874 г. для старообрядцев был введён гражданский брак. До 1874 г. все дети раскольников считались незаконнорождёнными. С 1876 г. брак мог быть записан в особые метрические книги, тогда можно было наследовать имущество. Но раскольники не спешили записывать брак.

    Князь Н.А. Кольцов-Масальский, проживающий в имении, селе Никольском, каждую субботу приглашал староверов и начинал с ними беседу о вере. Укорял за то, что не приобщаются, держат 2 жён, живут обособленно, стригут на голове плешь, не ходят в церковь. Староверов барин розгами не трогал, обещал закрыть моленные, грозился пригласить священника для увещевания, заставлял рыть канавы за то, что не ходят в церковь. Все канавы между д. Кокорино (Бежаницкий р-н) и присёлком Селище (микрорайон д. Б.Заполье, Дедовичский р-н), не менее 15 вёрст, прорыты субботниками.

    Изучая фонды ГАПО, встречаешься с делами о крестьянах, осуждённых за уклонение в раскол, о розыске раскольников, бежавших из монастырей. Не забудем тот факт, что многие из монастырей играли роль тюрем. В монастыри отправляли даже детей (для увещевания). Судебные преследования раскольников могли завершиться штрафом. Так, в 1826 г. облагаются штрафом крестьяне А.И. Ноинского: Тимофей Прокофьев за захоронение младенца без священника – 25 руб, Кондратий Ильин за недопущение 2 раза крестить младенца – 10 руб.

     

    В середине XIX в. власть пошла на компромисс, введя единоверие. Некоторые священники считали, что единоверие служит прикрытием расколу, законным убежищем для него. Формально числясь в единоверческой церкви, раскольники обращаются за исполнением своих треб к раскольническим наставникам, а православные священники не могут к ним обращаться с увещеваниями, так как они принадлежат к признанной законом единоверческой церкви.

    В рапортах Военному Губернатору Пскова и Псковскому Гражданскому Губернатору (1841 г.) среди причин раскола в Псковской губ. указывается то, что отправление треб у раскольников дешевле; приведены примеры неблаговидных поступков православных священников, к примеру: священник Меньшиков пог. Плёсса не поехал крестить младенца крестьянина Кузьмина. Требовал привезти ребёнка в церковь. Ребёнок слаб, жестокие морозы, но всё-таки привезли, а священник уехал крестить в д. Тихвино. После нескольких часов ожидания отправились искать священника и нашли пьяным в питейном доме. Крестьяне, отпавшие в раскол, жаловались на своих священников в строгом принуждении их к хождению в церковь, лишние поборы. Некоторые священники стали брать свыше положенной руги, стали ещё требовать разного хлеба и живности.

    • В 1845 г. Псковское Городское Общественное Собрание составило приговор об установлении ежегодного денежного сбора с раскольников, чтобы таким образом компенсировать то, что они не могут принести пользу обществу (не могут быть выбраны на общественные должности по неприятию священства). Установленный подобный сбор по посаду Сольцы составлял с купцов 1 и 2 гильдии по 4%, а с купцов 3 гильдии по 2% ежегодно, с объявленного капитала; а с мещан по по 2 руб. серебром с души, принимая в расчёт то число душ, за сколько лет мещанин-раскольник. Расколу придерживались богатейшие из солецких граждан. Эти лица стояли во главе льняной промышленности. При выборах на городские должности старались выбрать своего собрата и это им удавалось, так как самую большую часть населения в Сольцах составляли раскольники (до 1000 душ). Толк, которого держались жители Сольцы назывался Феодосьевским, по имени основателя его, дьячка Крестецкого яма, происходящего из рода бояр Урусовых. Этот толк являлся ветвью беспоповщинской секты. Православные составляли в Сольцах не более четверти населения. Они большей частью были переселены из других мест. Среди православных были и такие, которые не выказывали усердия к церкви — это лица, перешедшие в православие из раскола не по внутреннему убеждению, а по каким-нибудь другим причинам или тайно перешедшие из православия в раскол. Были в Сольцах и единоверцы. Единоверие здесь завелось после закрытия раскольничьей молельни, а после запрещения раскольникам записываться в купеческую гильдию число единоверцев резко возросло (до 400 душ).

    К 1845 г. были закрыты все старообрядческие моленные. Число староверов сократилось до 9320 человек. Одних высылали за пределы губернии, других насильно переводили в православие.

    • 1852 г. священнослужители Аксёновского, Бардовского, Дворицкого (Бежаницкий р-н) и Лодинского (Новоржевский р-н) приходов докладывают в Консисторию о том, что находившиеся в приходах раскольники, несмотря на увещевания оставить противную православию веру, остались в расколе. Увещевания часто даже не выслушиваются.

    В 1853 г. вышел закон об упразднении «противозаконных раскольнических сборищ».

    В годы царствования Александра II (1855‒1881 гг.) были намечены льготы старообрядчеству.

    В 1864 г. был издан указ о «необходимости предоставить свободу в делах веры». В Уставе о предупреждении и пресечении преступлений говорилось: «Раскольники не преследуются за мнения о их вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом». Им было запрещено не только строить церкви, а даже чинить существующие.

    В рапорте Порховского Уездного исправника Господину Начальнику Губернии на запрос: «были ли устроены в новейшее время раскольничьи молельни без надлежащего разрешения?» говорится, что вновь устроенных староверских моленных нет. Но староверы хотя и тайно, но собираются в некоторых местах в частном доме для Богомоления.

    Исправник Новоржевского у. докладывает, что раскольничьих моленных вовсе не существует. Раскольников небольшое количество. Разбросаны в разных местностях, отправляют требы в своих домах.

    1866 г. Священники Ашевского и Марынского пог. (Бежаницкий р-н) жалуются на крестьян помещика Щербинина, что 47 семей дд. Гущино,Федорыгино, Бугреево, Шилово, Стеги перешли в раскол под влиянием расколоучителей Степана и Якова Фёдоровых. Священник Иоанн Великотный Благочинный погоста Ашевы пишет, что повода к отпадению не давал: требы совершал бесплатно, ездил на своём коне к ним за 13 вёрст. И всё же...

    Временнообязанные крестьяне Псковской Губернии Новоржевского уезда Горской вол. Шиловского общества пог. Марынь сделали договор между собою о том: «чтобы Вы отец Дмитрий не возражали к нам, а мы хочим жить так, как наши родители, деды и прадеды жили по своей секты; только нудимы были помещиками поневоле ходить в церковь, а теперь просим не прогневаться …. Крестьяне д. Выдрина 8 человек».

    Негласное дознание показало, что крестьяне названного прихода, за исключением разве пятой части, издавна были закоренелыми раскольниками (федосеевской секты), и хотя в 1843 г. по принуждению бывшего управляющего вотчиной, к которому они принадлежали по крепостному праву, записаны были к церкви и с того времени числились православными, но в сущности они всегда оставались в расколе по своим убеждениям. И если принимали совершение таинств и обрядов от православного священника, то по принуждению и из страха преследования от вотчинного управителя и от местного начальства. По уничтожению крепостного права и когда в последние годы не стали преследовать раскольников, они стали обращаться к священнослужителям только в случаях совершения браков, и то с единственной целью, чтобы брак был записан в церковные книги, а в 1863 г. прекратили и эти отношения с православной церковью. Так же поступают раскольники и других приходов Порховского у.

    • 1866 г. были проведены увещевания священниками Алексеевым и Великотным в дд. Федорыгино, Грибаново, Стеги, Бугреево и других. На эти беседы повестками приглашались заявившие себя отделившимися в раскол. Пришедшие показали себя упорными раскольниками. Их наставник Степан Фёдоров, перешедший из д. Зажигино Плёсского пог. в д. Брус, производил много волнения на слабые умы в Марынском приходе. Его считали искусным знатоком в Божественном писании. Ему помогал сын Яков из д. алтухово Порховского уезда. Моленная находилась в д. Федорыгино в доме крестьянина Евсигея Иванова. Начато строительство общественной моленной. Наставник избран обществом.

    Начинается отпад крестьян в раскол (насильно переведённых помещиками в православие). Но не всё так просто. К примеру, дело 18491889 гг. Крестьянин д. Минкина Сорокинской вол. (ныне Бежаницкий р-н) Иван Васильев подаёт прошение о дозволении ему и его доверителям (300 человек) состоять в расколе. По указу Синода прошение оставляют без последствий. Васильев два раза обращался в МВД с прошением, писал жалобы на притеснения со стороны православного духовенства. Судя по датам дело длилось 40 лет. В результате имеем следующее: Иван Васильев и другие до 1861 г. были в крепостной зависимости и считались прихожанами православной церкви (со слов Васильева в 1852 г. по страху и распоряжению бывших помещиков было многочисленное обращение в православие). На основании этого Священный Синод не усмотрел основания считать их раскольниками, а признал их желающими уклониться в раскол. Но по 138 ст. Устава 1876 г. рождённые в православии или обратившиеся к нему из других вер не могут отступать от неё. Рекомендована Сорокинская единоверческая церковь.

    В Ф. 66 есть более десятка дел о купцах перешедших в раскол (преимущественно из посада Сольцы).

    В ГАПО есть списки отпавших крестьян деревень: Подлипка, Дубовая, Петровка. Грихнова (Грехнова) Дедовичского р-на; Подосье Бежаницкого р-на.

    В 70-х г.XIX в. в деревнях: Колотилово, Шутках, Чернецове Городовицкой волости Порховского уезда (ныне Дедовичский р-н) проживали единоверцы.

    1871 г. Миссионер-священник Иоанн Алексеев докладывает о том, что в Городовицком приходе были поповщинские секты (австрийская): Енарьево, Высокое, Ветошки (ныне Дедовичский р-н). Перешли в православие; Беспоповщинская секта: Подосье, Ветошки, Ручьи (ныне Дедовичский р-н). Перешло в православие 8 семей. Как отмечает Иоанн, это капля в море. Он отмечает, что Правительство освободило старообрядцев от преследований за уклонение от Церкви потому, что большее число народа остаются в расколе по неведению и обольщению. Но Правительство не дозволяет открывать моленные, не признаёт наставников за священников. Алексеев пишет, что на местах заменили старост-раскольников на православных, остались из раскольников только те, которые дали присягу на службу, и в которых волостях большинство населения — раскольники. Так, в Городовицкой волости волостным старостой и волостными судьями являются — раскольники, а сельскими старостами в православных обществах — православные, в обществах раскольников — раскольники. В Дмитрогорском приходе сельским старостой в православном обществе дд.Лысково, Шишлово, Серёдок поставлен раскольник д. Кипрово Иван Петров.

    В архиве имеется переписка за 1873 г. МВД Псковского Губернатора и Его Высокопреосвященства о некоторых волостных старшинах, судьях и сельских старостах благоприятствующих расколу. Рассматривался вопрос о недопущении раскольников к деятельности волостных старшин и замене их лицами православного исповедания.

    В 1874 г. священник Дворицкого пог. А. Ратьковский рапортует о том, что к нему обратился Матвей Никитин с жалобой на сына Александра и невестку Марфу (д. Залог), которые, совратившись в раскол, насильно совращают и свою дочь Федосью. Это сильно подействовало на её ум. По этому погосту есть дело о совращении в раскол крестьянок д. Чунеева Апросьевской вол. В этом же погосте в 1876 г. была обнаружена моленная в д. Горка (Набоковская Горка). Наставник Савелий Яковлев. Раскольники жили и в д. Вырина.

    В 1884 г. священник погоста Пажаревиц (Пожеревиц) Петр Торопицкий рапортовал Епископу Псковскому и Порховскому о том, что в д. Заболотье Городовицкой вол. (ныне Чихачёвская вол., деревни уже не существует) производится постройка моленной. Началось расследование. Выяснилось, что в 1883 г. 257 человек доверили крестьянину д. Заболотье Иванову Ивану ходатайствовать о постройке раскольничьей моленной о чём и написать прошение Господину Министру Внутренних Дел. Духовные власти стали проверять, верно ли, что с просьбой обратились 257 человек? Нет ли среди них православных, записанных для массовости? Среди подписавшихся были крестьяне Новоржевского уезда дд: Тетёрков, Бережка, Груздова, Камешка, Хариной Нивы, Городищ, Псковок, Дровшо, Речек. Из крестьян Порховского у. подписали прошение крестьяне дд.: Мирошкино, Сысоево, Малые Разлоги. ( Все деревни ныне Бежаницкого ра-на. Есть списки перешедших в раскол). На момент проверки дом был выстроен на свои средства. Он состоял из двух комнат ‒ первой маленькой и второй большой. Комиссия отметила, что вторая комната приспособлена для моленной. В ней имеется образница с массой образов и крестов и найдено несколько книг, необходимых для богослужений. В первой комнате живут.

    С середины 80-х годов наступает период послабления преследования староверов. В 1900 г. 375 раскольников Дегожского пог. (Порховский у.) просят разрешения на открытие моленной в пустоши Берёзовке, принадлежащей Назару Самуилову. Проверка показала, что все они не крестились в православной церкви, значит, могут разрешение получить. Священник Никольский, сетуя на это, пишет, что из 375 лиц 200 являются несовершеннолетними, родители которых крещены в православной церкви, но уклонились от православия. Среди несовершеннолетних есть малолетние дети, которые самостоятельно не могут посещать молитвенный дом за 15 вёрст, значит, их поведут родители, которые на самом деле только прячутся за своими детьми, являясь зачинщиками этого дела. Консистория посчитала, что ходатайство об открытии моленной в Берёзовке не заслуживает удовлетворения, так как большая часть, проживающих в этой местности раскольников, принадлежит к расколу не от рождения, а отпала в оный из православия. Значит, не могут пользоваться правами в отношении отправления общественных Богомолений, дарованных раскольникам законом 1883 г. По этой же причине отказано в открытии моленной крестьянам д. Русино Дегожской вол.

Частично материал издан см.: Васильева П.И. Жизнь и  судьба старообрядцев на территории Бежаницкого, Дедовического и Новоржевского районов Псковской области в XIX- XX вв.// Десятые всероссийские краеведческие чтения.- г. Пустошка.- 2017.- С.759-766.



Источник: Васильева П.И. Жизнь и судьба старообрядцев...// Десятые Всероссийские краеведческие чтения. - г. Пустошка.-2017г.
Категория: Деревенька моя! | Добавил: Nadia (10.11.2017) | Автор: Надежда
Просмотров: 3533
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024