Форма входа


 

Категории раздела

род Философовых [43]
материал о представителях рода
К 100-летию Первой мировой войны [7]
Материал об участниках Первой мировой войны, о событиях того времени, связанных с историей нашего края.
Статьи о п. Бежаницы. [29] Деревенька моя! [34]
Статьи о деревнях Бежаницкого района, легенды о происхождении их названий и т.д.
Философовские чтения [5]
Материалы чтений разных лет.
Поздравления, отзывы, письма [1]
Поздравления, отзывы, письма в адрес ИКЦ
Публицистика, эссеистика, переписка . Д.В. Философов [23]
Произведения, переписка Д.В. Философова
ЖЗЛ нашего края [19]
Статьи о замечательных земляках и людях, связанных с Бежаницким краем
Дворянские гнезда нашего края [8]
Бывшие усадьбы, владельцы имений и т.д.
Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц... [1]
Проза и поэзия о родном крае
памяти войны 1812 года [2]
статьи об участниках Отечественной войны 1812 года
календарь [10]
календарь краеведческих знаменательных дат
Дорогами войны [35]

ПОУНБ





Суббота, 20.04.2024, 17:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Бежаницкий историко-культурный центр Философовых  
 https://vk.com/club155176255                                                                                                                                                                                                         
                                                                 
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Деревенька моя!

Васильева П.И. Легенды
Васильева Полина Ивановна
 
Легенды 
   В годы ВОВ семья моей мамы была выселена из родной деревни в деревню Тетёрки (ныне Чихачёвская волость Бежаницкого района). Ей в ту пору было 13-14 лет. Их приютили старики. Старик был спокойный, тихий человек. Лет ему было много, но память у него была хорошая. Он знал очень много всяких былей, небылиц и зимними вечерами баловал своих постояльцев своими побайками. Не всё сохранила её память, но то, что она рассказывала много позже нам, я вам поведаю.
Легенда о проклятой девочке.     Случилось это в давно минувшие времена. Мать качала в люльке младенца-девочку. Девочка не унимаясь, плакала. Вероятно, что-то её беспокоило. Матери надо было заняться домашними делами, а девочка не переставала капризничать. В сердцах мать вскричала: «Да будь ты проклята». Мать прокляла дочь! Мыслимо ли это? Но это произошло. С этого момента девочка перестала расти, и всё время кричала, лёжа в люльке. Так прошло 18 лет. Молодой человек припозднился, отправляясь в баню. Сняв в предбаннике крестик, он, как и положено, вошёл в баню с поясом на голом теле. В бане был один, время сумрачное. Подняв голову, он увидел красивую девушку. -Не бойся меня,- сказала девушка,- я суженая твоя. И она рассказала о том, что 18 лет назад её прокляла мать. - Сними свой пояс, возьми крестик, накинь пояс на меня. Юноша так и сделал, как она сказала. Девушку окрестили. Они поженились. Через некоторое время молодой муж изъявил желание увидеть родителей жены. После сомнений жена согласилась. Поехали. Вошли в избу. В ней сидит женщина с измученным лицом и качает люльку с кричащим ребёнком. На вопрос гостьи, почему ребёнок кричит, мать ей всё рассказала, и гостья вызвалась ей помочь. Взяв девочку из люльки, она отнесла её на порог. Взяла в руки топор и … хрясь вдоль девочки…. Гостья хряпнула по девочке, а разлетелось под топором на части осиновое полено. После этого гостья обратилась к ошеломлённой матери: «Мама, я – твоя дочь. Ты меня прокляла, вот и качала в люльке осиновое полено».
Легенда о чибисе.     После сотворения Мира, когда уже все животные, насекомые населяли нашу планету, на Земле было мало пресной воды, и всё живое от этого сильно страдало. Обратились к Богу за помощью. Бог созвал всех и назначил день, когда все должны явиться, чтобы прорыть канавы, русла будущих рек, вырыть пруды. В назначенный день все явились: прилетели, прискакали, прибежали. Только чибис не явился, да ещё и насмехался над тем, с каким усердием остальные работают. Узнал об этом Бог, разгневался на чибиса и запретил ему пить воду из любого источника, полученного трудом остальных. С тех пор и вьётся чибис над полями, оглашая окрестности жалобным криком: «Пи-и-ть, пи-и-ть», и выискивая на камнях выемки с дождевой водой или росой.
 
   Легенда.  Царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Иисуса Христа, отправляет верных ему людей, чтобы найти и убить Иисуса. Он приказал убить всех младенцев до 2 лет, чтобы быть уверенным, что Сын Божий погиб. Предупреждённый Ангелом Иосиф и Мария с Младенцем вынуждены были тайно бежать в Египет. Конь, желая прикрыть Младенца от врагов, бил копытом, закидывая сеном Иисуса, а свинья своим рылом, наоборот, сено разрывала. При этом голубь ворковал: «У-у-мер, У-у-мер», а воробей чирикал: «Жив, жив». Узнал об этом Бог и в наказание надел путы на лапки воробья – воробей не может шагать, а только скачет. Голубя сделал птицей Мира. Христиане получили разрешение кушать свинину, но не едят конину.

Легенды  и предания о названии деревень, рек.        Река  Деревка (Дерёвка) течёт по территории Чихачёвской волости Бежаницкого района на юго-запад, впадая в реку Уда.  Длина её около 30 км.  В весенний период и дождливое лето питается многочисленными ручьями. Русло реки впечатляет своими размерами. Древка, именно так называет эту реку местное население.

     Рассказала Иванова Вера Мартьяновна, 1958г рождения, урождённая деревни  Никольское Чихачёвской волости,  легенду о названии реки.         Будто бы  царь, Пётр І, плавая по нашей реке  уронил в воду древко. С той поры речка стала называться -  Древка.       Легенда это или быль - судить не берусь, но вполне возможно, что Пётр І, интересующийся водными путями, бывал на нашей реке. Возможно неспроста, земли вдоль речек Деревка и Городянка (на водоразделе Ильменского и Псково-Чудского бассейнов) пожалованы в 1707г сподвижнику Петра — Апраксину.

       Рассказала  Потапова Наталья Емельяновна, 1970г рождения, п. Чихачёво.      Жила в деревне Псковки древняя старушка, которая говаривала о Древке (Деревке):  “Что наша речка сейчас? Ничто! А когда-то по ней большие суда плавали.” О том, что речка была непросто судоходна, а по ней плавали большие суда, можно услышать в каждой деревне.

   Рассказала  уроженка деревни Алексино (сельское поселение “ Ашевское”) Павлова Валентина Викторовна, 1951г рождения.

1. Валентина Викторовна рассказала о том, что её дядя, учитель Федоренков, объяснял появление деревни Алексино следующим образом.           

    В далёкие времена, когда ещё приплывали сюда челны из Новгорода, чтобы дальше продолжить свой путь по Сороти и Великой до Пскова, полюбился одному из «челночников» уголок земли, где река Деревка впадала в реку Уду, берущую свое начало в болотах, недалеко от д. Шабаново. По разрешению тогдашних властей Алекса, так звали этого человека, организовал здесь своё подворье. Местечко назвали Алексино. Приплывали челны по р. Полисть до Сусельницкого озера (теперь стало болотом), попадали в Шабановские озёра, затем в речку Уда.

2. Недалеко от места слияния Деревки и Уды на берегу живописного озерка челночники останавливались отдохнуть и размять косточки после долгого сидения на вёслах. Мерились силой, ловкостью. Потом это местечко назвали - Костоломы (Хвастоломы).

О кладах.      Не сосчитаешь - сколько раз разорялся наш край. Великая Отечественная война, для некоторых кажется делом давно уже минувшим. Но в памяти людской ещё живы отголоски многовековой давности. Ещё живы легенды о несметных сокровищах, спрятанных поляками, да ещё лет 30 назад при случае можно было услышать: “Пусто, как после Литвы” или “Господи! Никак опять Литва пришла?”, «У латыша ни шиша, только хрен да душа.» 

Рассказала Шиканова Галина Даниловна,  1930г рождения, жительница деревни Никольское Чихачёвского сельсовета.              Однажды враги, вторгшись в наш, край награбили очень много. Добра было столько, что им приходилось двигаться очень медленно, уходя к себе. За ними погналась дружина князя, вышедшая из Новгорода. Враги, понимая, что с грузом не уйти, приняли решение спрятать часть награбленных сокровищ на дне озера. Название озера затерялось в веках, а расположено оно где-то недалеко от огромного болота, простирающегося на два района – Бежаницкий и Дедовичский.

Прошли века. Озёра затягивались, превращаясь в болота. В начале XX века болота начали осушать. Привлекли к этому поляков, пленных японцев.  Говорят, что когда поляки осушали болота, то предложили властям вычистить одно из озёр (какое именно уже не помнят), но поставили условие — всё, что найдут, достанется им. Власти не дали согласия.   Что хотели найти поляки на дне когда-то приграничного озера?  И зачем было затеяно это мероприятие – осушение болот.

     Рассказал  Иванов Никифор Егорович, 1951г рождения, уроженец деревни Загорье Чихачёвской волости.     Недалеко от старинной дороги, что вела из деревни  Камешек на Чихачёво есть плоское, возвышенное место. Говорили, что якобы там зарыли поляки награбленное.

Из истории: В 1021 г. Брячислав Полоцкий напал на Новгород.   Он награбил имущество новгородцев, «полон» (взял людей в плен) и скот и пошел обратно к Полоцку. Ярослав Владимирович (Мудрый) захватил его уже на обратном пути. Какой дорогой шёл Брячеслав на Новгород, неизвестно, а вот возвращались они Шелонью и южным её притоком, где и были настигнуты Ярославом.

В1234г. город Русу и окрестности грабили литовские войска. Рассыпавшись по улицам, литовцы захватили большую часть города. Горожанам удалось выбить неприятеля из города. Нагруженные добычей Литовцы возвращались домой так медленно, что гонец успел достичь Новгорода и вышедшая оттуда дружина Ярослава Всеволодовича сумела нагнать и разбить литовское войско.

          Рассказала в 1970 году Шиканова Галина Даниловна,  1930г рождения, жительница деревни Никольское Чихачёвского сельсовета.

 1. В пойме реки Древки находится остров, а по берегам этой древней реки расположены довольно часто деревни. Среди них: Тетёрки, Низок, Бережок. Однажды в ночь с 5 на 6 июля одному Ивану из деревни Тетёрки приснился сон, что на острове в пойме реки, под большим камнем зарыт клад. Клад зарыт на трёх Иванов. (То есть взять клад могут только те, кому при крещении дано  имя Иван, и они должны являться жителями указанных деревень). И если он сходит к Иванам, живущим в деревнях Низок и Бережок, и объяснит им ситуацию, то в ночь на праздник Ивана Купала,  когда,  как известно, открываются все клады, они могут этот клад взять. Было предупреждение, что когда они будут тащить клад в гору, то не должны смотреть по сторонам, оборачиваться, выпускать клад из рук. Утром Иван из деревни Тетёрки призадумался над тем, что увидел во сне. Хоть и хотелось сходить к Иванам, но боялся быть осмеянным. Пока раздумывал, глядь -  к нему идёт Иван из Низка. Потолковали о том, о сём, но гость так и не назвал причину, по которой зашёл. Тогда хозяин спросил: «Что - то ты не говоришь, зачем пришёл, уж не приснился ли тебе какой сон?» Тогда гость осмелел и сказал, что действительно ему приснился странный сон. Теперь уже два Ивана точно решили идти к третьему, но пока суть да дело, тот сам на пороге. И ему сон приснился, все условия добычи клада были одинаковыми.

 В полночь три Ивана были на острове. Поднатужившись, свернули валун и, выкопав яму, обнаружили там бочку. Теперь они должны были эту бочку выкатить на гору. Надо сказать, что как только мужики стали откапывать клад, вокруг стало твориться что-то «нечистое». Им казалось, что вокруг них пляшут черти, свистят им в уши, дёргают. Но, помня наказ, Иваны не оборачивались, не реагировали. Теперь  же, когда мужики с трудом стали катить бочку с кладом в гору, нечисть активизировалась. Когда бочка была поднята до середины горы, черти вспороли Иванам животы и стали наматывать их кишки на веретено. До края горы осталось метра два, мужикам стало казаться, что кишки полностью намотаны на веретено. Сил теперь не осталось, и они словами: «Всё, не можем больше», - оторвали руки от бочки. Бочка покатилась со звоном вниз, а за нею вся нечистая сила с улюлюканьем, гиканьем, хохотом. Миг, и всё стихло! Иваны стояли обессиленные, но живые и здоровые, животы целы.

   После этого не один раз ходили Иваны на остров за кладом, но всё безрезультатно.

  2.     Шёл солдат домой после долгой службы, останавливаясь на ночлег, то в одной деревне, то в другой.     В этот раз он выбрал избу, в которой жили старик со старухой. На его просьбу пустить переночевать старик сказал:

- Мы не против. Но у нас «нечисто». Постучись в другой дом.

- Расскажи, в чем дело?  Может, подсоблю.

  Старик рассказал солдату, что каждую ночь они не спят до петухов, потому что из-под пола слышится стук и из печки голос: «Иду, иду». Солдат - человек бывалый, много ходил по свету, много видел, слышал и смекнул,  в чём тут дело.

 - Ну что ж, помогу я вам. Но только договоримся так: всё, что найду - моё.     

Старики согласились: «Только избавь». Близилась полночь. Старик со старухой забрались на печь. А солдат сел возле печки, снял крестик, ремень положил рядом. И вот в полночь послышался стук, а затем слова:

- Иду, иду.   -Иди, иди, - ответил солдат.   -Иду, иду, – слышится из печки. -Иди, иди, - отвечает солдат.

Заслонка печи открывается и из печи выдвигается гроб. Выйдя из печи, гроб останавливается и слышится голос.

- Открываюсь. -Открывайся, - согласился солдат.

Крышка гроба откидывается и глазам представляется целый гроб драгоценностей. Солдат взял в руки ремень и ударил им по гробу, чтобы снять заговор и удержать клад. Так солдат избавил стариков от напасти.

Рассказала  Фёдорова Ефросинья Трофимовна, 1944г рождения, урождённая деревни Дубовой Чихачёвского сельсовета, жительница деревни Дудино Чихачёвской волости.

1. Недалеко от деревни Гривы на берегу болота находятся 3 горки (сопки), носящие названия: Бабушка, Высокуша, Лисьи Ямы. Однажды ехал мужик на коне через сопки Высокуша и Бабушка, и на какой-то из них конь провалился ногой в яму, прикрытую доской или дверью. Мужик стал помогать коню и услышал звон монет. Он в щель рукой... клад! Цоп! Цоп!..не тут-то было: уходит клад в землю!  Сколько ни рыл – всё бесполезно! Не даётся клад, хоть тресни!

   Не сохранила людская память о том, кто был сторожем клада и как мужик вышел с ним на контакт, но мужик сторожа обманул. На вопрос: “Можно ли взять деньги в долг?” - был получен утвердительный ответ. Попросив в долг 5 золотых монет, мужик смог их взять, но больше клад не давался. Пришлось возвращать долг, но мужик схитрил – вместо 5 золотых монет бросил 5 медных. Теперь, выражаясь современным языком, кредит ему был открыт. Вновь мужик просит в долг монеты и, получая золотом, возвращает медью. Таким образом мужик ходил до тех пор, пока не взял весь клад.

2.         Прячет мужик клад и заговаривает его на 10 человеческих голов, то есть 10 первых, желающих взять клад, должны погибнуть, а взять его может только одиннадцатый. Сын подсматривал за отцом и после слов: “На 10 человеческих голов” быстренько переговорил: “На 10 птичьих голов.”    Сын взял клад, бросив в яму 10 птичьих голов.

3.         Прячет отец клад, но совсем недалеко – в бабурку (загнёток) печи и приговаривает : “Чья рука кладёт, та и возьмёт”. Сын  подсматривал и обрадовался – ну этот-то клад я возьму (искать не надо). Когда отец умер, сын полез за кладом: всю бабурку пересмотрел, всю золу через сито просеял – нет клада! И всё-таки сын взял клад... отрезанной рукой мёртвого отца!

  Рассказала в 2014г  Анисимова Мария 1934г рождения, жительница деревни Большие Гривы Чихачёвской волости. Записала Васильева Полина Ивановна в 2014г.

1.         Её отец рано остался сиротой и воспитывался в семье дедушки. И вот однажды, когда он был ещё молодым, на праздник Ивана Купала, ему приснился сон. Во сне ему сказали: "Вставай, возьми с собой Ваську Коровку и идите по дороге Черняево - Ломовицы. Сверните вправо на межу. Там растёт молодой лозовый куст, а под кустом найдёте самовар с золотом. Оно – ваше". Проснувшись молодой парень вздохнул: “Это всего лишь сон!”  и никуда не пошёл. Кто ж верит снам в молодости! Но сон, видимо, тревожил его, так как он позже всё-таки сходил на указанное место и видел на меже небольшой лозовый куст, но копнуть не попробовал.

2.         Однажды поздним летним вечером её позвала свекровь и указала на странное видение: возле небольшого пруда, где когда-то стояла баня деда Фомы, вроде бы, горела свеча. Это указывало на клад, зарытый в землю. Жутковато! И они решили позвать мужчину, спящего в доме. Когда вернулись втроём, то никакого огня нигде уже не было. Значит, клад давался только им двоим?

О змеях.   Рассказал  Иванов Никифор Егорович, 1951г рождения , уроженец деревни Загорье Чихачёвской волости.   Когда-то очень давно в Лизуновой омшаре,  в районе бывших деревень Баширихи и Башуров, жил огромный змей. Самого змея не видели, а только след – как будто бы кто-то бревно волок. Однажды егерю удалось его увидеть. Змей лежал на дереве. Егерь выстрелил в него из обоих стволов и убежал. На следующий день змея там не нашёл, только поломанные хвостом молодые деревца. Больше об этом ничего не слышал.

   Рассказала  Фёдорова Ефросинья Трофимовна, 1944 года рождения, урождённая деревни Дубовой Чихачёвской волости, жительница деревни Дудино.

1.         В одной деревне, где змеи досаждали людям, остановился на несколько дней прохожий человек. Ему понравилось, как его здесь привечали: “И за это, - сказал он им, – я уведу за собой змей”. Как сказал, так и сделал!

2.         У змей есть свой “хозяин”. Для заклинателей змей нет труда, по просьбе жителей деревень, перевести змей с одного места в другое. Но совсем иное дело, когда просят свести змей  в огненную яму. Заклинатели опасаются встречаться с “хозяином” змей.  В одной деревне жители попросили заклинателя очистить местность от змей, собрав их в огненную яму. Заклинатель долго не соглашался, так как не знал, есть ли тут белый огромный змей, который является “хозяином” и с которым ему не справиться. Жители уверили его, что “хозяина” в их местности нет.  Заклинатель встал на край ямы, в которой развели огромный костёр, и стал читать заклинания. Змеи проползали между его широко расставленных ног и бросались в яму. Вдруг он побледнел и, обернувшись через плечо, сказал селянам: “Что ж вы меня обманули, вот и смерть моя идет”.  Огромный белый змей бросился в яму, хвостом увлекая за собой заклинателя.

 Рассказала  Синькевич Татьяна Петровна, 1953г рождения, деревня Друсино Чихачёвской волости.             Её дед говаривал, что когда в деревню Загорье прислали новых поселенцев, община должна была выделить им землю для сенокоса. Она и выделила: самый захудалый болотистый участок. На что новый поселенец сказал: “Мне не кашивать, но и вы косить не будете”. И в самом деле косить, на давно окультуренных участках, стало невозможно – на каждом шагу встречались змеи. Представители общины пришли к поселенцу на поклон: “Выбери участок, какой хочешь, только избавь ...”.

   Рассказала в 1971году Шиканова Галина Даниловна, 1930г рождения, жительница деревни Никольское.     С древнейших пор дремлет в недрах Судомы-горы огненный змей (дракон),  когда-то  наводивший ужас на всю округу.

Может быть, памятник  ему остался на берегу Древки в деревне Половикове.

            Некоторые исследователи считают, что гора Судома вулканического происхождения, отсюда и дошедшая до нас легенда об огненном драконе. И, может быть, неспроста ещё в 980 году новгородцы отказались поклоняться богу - громовержцу Перуну, предпочитая своего змееподобного бога Велеса.                                                       Продолжение следует.

 

 

 

 



Источник: Васильева П.И. Легенды
Категория: Деревенька моя! | Добавил: nadanisimowa (21.07.2011) | Автор: Надежда
Просмотров: 2726
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024