Бежаницы
Первый всплеск расцвета Бежаниц приходится на конец XIV начало XVII веков, когда усилились деловые связи между Псковом и Великими Луками. Через Бежаницы пролег торговый тракт, а сами они определились как транзитный пункт. Вскоре и Москва обратила сюда свой взор, и пошли через селение обозы с зерном, льноволокном, предназначенные для заграницы. Появились постоялые дворы, хлебные и льняные склады. Притягательным местом сделалось селение и для деловых людей - ремесленников, купцов, скупщиков сырья. Тогда же здесь побывал и сам Петр I, следовавший за войсками на Полтавскую битву. В память о своем визите в имении Богдановском самодержец собственноручно посадил молодой дубок. Дерево долго сохранялось потомками, как драгоценная реликвия, и лишь в 60-е годы XX столетия, не выдержав соседства со складом удобрений и сушилкой, оно стало усыхать и вскоре рухнуло, как былинный богатырь на поле брани.
В середине XVIII века Бежаницы превратились в ям, иными словами, в почтовую станцию. Отсюда казенные лошади, управляемые ямщиками, развозили царских чиновников, богатых любителей путешествий, подгулявших купцов в сторону Порхова, Великих Лук. Проезжал по этим местам и знаменитый Дюма-отец, когда предпринял вояж в Россию вслед за русской красавицей Нарышкиной, вскружившей голову пылкому французу. В своих записях пометил, что останавливался на ночлег в Бежаницах, но посреди ночи он, заеденный клопами, вынужден был их покинуть. Очень обидно, что предки-земляки несколько оплошали перед автором «Трех мушкетеров».
С развитием капиталистических отношений высвобождалось большое количество людей. Чтобы как-то прокормиться, они вынуждены были заниматься кустарными промыслами. В 90-е годы XIX века наблюдается их небывалый взлет. Повсеместно люди плели из прутьев корзины и кошели, делали лукошки, изготавливали деревянную посуду, ладили телеги и сани. В округе имелись свои прекрасные кузнецы, сапожники, катальщики валенок. Строились водяные мельницы. Появились частные лесопильные заводы.
Дворянские усадьбы
На той территории, которая сейчас числится за Бежаницким районом, насчитывалось около 80 помещичьих имений, из них самыми богатыми были тогда Гора, Богдановское, Усадище, Бардово.
Немало славных и одновременно печальных страниц в историю России, в т.ч. и Бежаниц, вписали владельцы селения и округи богатые помещики Философовы. Прежде всего, этих представителей древнейшего рода, разных по характеру, нраву и уму, отмечало одно ценное качество - стремление окружить себя прекрасным. Например, в селе Усадище, принадлежавшем царскому министру торговли и промышленности М.М.Философову по чертежам петербургских зодчих было построено великолепное двухэтажное здание с парадными входами, высокой башней, вместительными залами. У дома был заложен парк в английском стиле, а во вместительной котловине - фруктовый сад. В войну это здание и парк сильно пострадали, а сад уничтожен совсем.
В таком же стиле была построена усадьба его брата в селе Богдановское. На всю Россию славился здешний парк. Прямые, широкие аллеи, причудливо остриженные липы, ели на фоне шпалер из деревьев. За садом текла речка из темной торфяной воды. В дальнейшем эта речка и болотистая долина были превращены в колоссальный пруд, напоминавший озеро. В пруду выросли острова. Живописные мостики были переброшены через протоки и канавы. На островах росли розы, пальмы, виноград, гуляли павлины, вокруг островов плавали черные и белые лебеди. Устное предание гласило, что этот пруд своей таинственной черной глубиной обязан стараниям всех окрестных женихов и невест. Чтобы получить от барина разрешение на свадьбу, они должны были вырыть определенное количество земли, углубляя и расширяя водоем.
Нередко гостил в Богдановском А.С. Пушкин. Поэт любил гулять по прелестным аллеям парка, смотреть, как поэтично склоняют над зеркальной поверхностью пруда гибкие ветви плакучие ивы и белоствольные березы, как сыплет сирень в его темное стекло душистые лепестки. Черпал он здесь и темы для своих будущих произведений. В частности, хозяин усадьбы Д.Н. Философов, натура страстная, необузданная и циничная, послужил Пушкину прообразом Троекурова в повести «Дубровский». Этому барину были свойственны многие причуды. К примеру, он любил наряжаться нищим и побираться. Одаривал затем тех, кто проявил к нему милость. Часто путешествовал, окружив себя гаремом из двух десятков крепостных девушек. Даже в старости не бросил своих привычек: в возрасте 68 лет уехал во Флоренцию и увез с собой дворовую красавицу Маргариту, или попросту Матрену. Эта Матрена вскоре родила ему сына.
На этом фоне его невеста Анна Павловна Философова, до замужества Дягилева, казалась каким-то небесным созданием. Ее имя для современников сделалось символом красоты и благородства. «Так несчастна наша родина, - вырвалось у нее однажды, - столько в душе муки за нее, столько желаний помочь ей...» И Анна Павловна сделалась «живой пропагандой дела» на благо своего народа. Она первой в округе построила для крестьянских детей школу, кассу взаимопомощи, больницу. Анна Павловна вносила в окружающий быт много гармонии, радости, доброты. За это крестьяне любили ее, называли красным солнышком. «Красным солнышком всегда и везде были вы, наша дорогая, наша милая Анна Павловна», - писала барышне простая крестьянка. Видимо, из этой благодатной памяти берет начало и название деревни, расположенной у подножия парка, - Красное Солнце!
А.П.Философова одной из первых в России выступила за равноправие женщин и немало сделала на этом пути. За прогрессивные взгляды царь выслал ее за границу. Здесь, вдали от родины, еще с большей силой проявились ее прекрасные душевные качества. «Чувство любви к родине, нам русским, врожденно... Боже мой, как я люблю Россию, и как она мне мила!»
После смерти А.П. Философова была похоронена в родовом склепе в Бежаницах. В 30-е годы склеп разграбили, а останки Философовой какой- то «шутник» привязал к саням и развозил по улицам на потеху всякому отребью. Потом долго белели вдоль дороги не преданные земле останки остова той, чье сердце всегда было открыто добру и свету.
В эти же годы началась война и с нашей православной верой. «Красивущая, высокая церковь была в Бежаницах. А звонарем при ней Николай состоял. Бывало, зазвонит - ноги сразу по-иному идут: веселее, а душа птицей ввысь взметнется! Когда церковь стали разбирать, многие плакали... Один ухарец полез крест снимать, сорвался и насмерть разбился. Все равно не убоялись. В начале в церкви клуб открыли. Да танцоров не нашлось. Тогда в столовую превратили - тоже никому кусок в горло не полез, пустовала. Осерчав, под склад отдали, а потом и вовсе на кирпичи разобрали».
Пришел в страшное запустение и Богдановский парк. В 1984 году группа энтузиастов решила его возродить. Многое удалось сделать: вычистили водоем, вырубили в парке погибшие деревья, установили через протоки красивые мостики. Но, как водится, суждены нам лишь благие порывы: энтузиазм вскоре пропал, и парк вновь оказался заброшенным. Обретет ли он опять своего «доброго домового» и в чьем лице - предсказать трудно. Однако, как бы то ни было, без наследства предков нам не обойтись!
А. Кирсанов,
«Псковская правда»,
22 января 1993г.,
Источник: http://"Псковская правда" 22 января 1993 г. |