Философовы
Многочисленные Философовы гордились своим происхождением от Марка Македонина, Философа, согласно помещённой в VI части родословной книги, «мужа честна, из учёных в богословских науках, выехавшего в Россию при Владимире Святом вместе с послами греческими».
«Несмотря на давность своего рода, несмотря на то, что многие предки их занимали высокопочётные места при древних князьях и царях, их нельзя было причислить к аристократии придворного круга... Это был тот самый класс, к которому принадлежали все главнейшие деятели русской культуры XVIII и XIX столетий», - размышлял А. Н. Бенуа, хорошо знавший «псковскую ветвь» Философовых, в своей книге «Мои воспоминания».
Философовы гордились своей принадлежностью к старинному дворянскому роду более, «чем всеми графствами и княжествами на свете».
А. С. Пушкин был светски знаком с полковником Алексеем Илларионовичем Философовым, встречался с ним на Кавказе в 1829 году и в 30-е гг. в Петербурге. Его сестра Екатерина Илларионовна в 1832 году пишет родителям: «Нас теперь беспрестанно тревожат приходящие смотреть квартиру, а это доставило нам случай познакомиться с Пушкиным. В первый раз, как он приходил, мы были одни дома; я, не взглянув на него и увидя, что шляпа у него очень затаскана, приняла его за лакея и отвечала сухо, не смотря на него, что и заставило его, не оглядев горниц, убираться вон. Когда же мне сказали, что это был Пушкин, два дня с досады не знала что делать, не могла себе простить низкого чувства - судить людей по платью. Третьего дня он ещё пришёл и братец был дома, уже принял его получше меня, я же отвесила ему пренизкий поклон за вину свою и не знаю, сколько должна ещё ему отвесить таковых же, за приятные часы, доставленные мне его стихами. Он мне очень понравился, он естественен и совсем без претензий. Кажется, он сошёлся с братцем и просил, чтоб ему назначили день прийти посмотреть Рембрандта, которого он очень любит».
А. И. Философов был близок к придворным кругам, будучи воспитателем младших сыновей Николая I, любил и ценил поэзию.
С его деревенскими псковскими родственниками А. С. Пушкин познакомился ещё в годы своей ссылки.
Настроение Пушкина, запертого в «глухом» Михайловском на неопределённый срок, отданного под надзор местных властей, отразилось и в его творчестве, и в его переписке с друзьями.
«...Что касается соседей, - писал Пушкин В. Ф. Вяземской в конце октября 1824 года из Михайловского, - то мне лишь поначалу пришлось потрудиться, чтобы отвадить их от себя: больше они мне не докучают...»
Однако, несмотря на неприязненное отношение ссыльного поэта к псковскому дворянству, обстоятельства его деревенской жизни складывались так, что он постоянно сталкивался, встречался, общался со своими многочисленными соседями, многие из которых к тому же были дружны с его родителями и семейством П. А. Осиповой. Как знакомое Пушкину, упоминает П. А. Осипова имя Д. Н. Философова 29 сентября 1831 года:
«...Успокойтесь, холера прогулялась по всей губернии... и менее чем где-либо была опустошительна. Но что замечательно: в Великих Луках и Новоржеве она не показывалась, пока не привезли тело В. Кн. Константина, и тогда её жертвы были ужасны. Никого не было больных в свите Великого князя и между тем, как только увезли его из дома Д. Н. Философова в 24 часа более 70 человек захворали, и так всюду...»
Это письмо могло напомнить Пушкину эпизод из его ссыльной михайловской жизни - поездку с И. М. Рокотовым в с. Богдановское Новоржевского уезда летом 1825 года.
Расположенное вблизи села Бежаницы, в 60 верстах от Михайловского, оно принадлежало богатому помещику Дмитрию Николаевичу Философову (1789-1862 гг.). В 1834 году, заполняя деловые бумаги, последний сообщил о себе, что он «чиновник 14 класса, предводитель дворянства Новоржевского уезда, наследственно владел в Московской, Петербургской и Псковской губерниях в разных уездах мужеска 842 и женска 888 (душ)». Женат он был дважды. Первый раз совсем молодым на красавице Анне Петровне Чихачёвой и имел от неё двух сыновей - Николая и Александра.
По рассказам Анны Павловны Философовой, урождённой Дягилевой, которая была замужем за одним из сыновей Дмитрия Николаевича, красота не оградила её от унижений мужа, заставлявшего её часами на морозе ждать его в карете у Английского клуба.
Второй его женой стала вдова Мария Матвеевна Неклюдова, урождённая Рокотова. На портрете кисти знаменитого А. Г. Венецианова, созданном в марте 1823 года и ныне хранящемся в Государственной Третьяковской галерее, Мария Матвеевна грустно улыбается, слегка склоняя набок голову в кружевном чепце, - от всего её облика веет приветливым провинциальным радушием и гостеприимством.
Её, занятую хозяйственными распоряжениями, изобразил Венецианов и в своей картине «Утро помещицы», для которой, вероятно, она позировала в Богдановском, где не раз бывали А. Г. Венецианов и его ученики.
Как курьёз воспринимается опасение М. М. Философовой «дурного» влияния А. С. Пушкина на её мужа, о чём свидетельствуют современники.
Д. Н. Философов, сын богатого псковского помещика, очень рано стал полновластным хозяином своей жизни, да и чужой также - в лице многочисленных крепостных родового имения Богдановское и других вотчин в Петербургской и Московской губерниях.
Высокомерный, широкий в своих привычках, лентяй и барин, Дмитрий Николаевич так и не знал до конца, сколько у него земли и сколько крестьян. Во всяком случае, этих его «подданных» было более чем достаточно, чтобы обеспечить помещику привольное приятное житьё и в деревне, и в Петербурге, и за границей.
«Если же следить как следует за каждой получкой и каждым расходом, то едва ли достанет сил и времени при самой неутомимой деятельности, а то игра не будет стоить свечки и жизнь тяжелее последнего каторжника. Поверхностно, сколько возможно приблизительно, считать хозяину нужно, чтобы при неограниченной доверенности не в сильно разорительной степени был обманут. Но неутомительно действовать просто сумасшествие. Умрёшь, провоняешь, поневоле закопают. Быть просто закопанным, или чтобы несли твой златой гроб все коронованные особы, нет ни малейшей разницы...» - эти слова Дмитрий Николаевич записал под старость, когда сам возраст диктует людям расчётливость, но слишком сильна была в нём уверенность в собственном богатстве, чтоб он мог утруждать себя заниматься хозяйством.
Властный, деспотичный, самодурный до жестокости барин и глава семьи, которого боялись все домочадцы, сибарит и эстет, уверенный в том, что жизнь существует для удовлетворение его прихотей и капризов, — таким предстает он со страниц своих писем и рассказов близких. Д. Н. Философов жил постоянно в своей любимой усадьбе Богдановское, не жалея денег на её благоустройство, превратив, наконец, в «земной рай». В просторном доме было много прекрасных картин, книг, статуй и бронзы, привезённых из частных поездок за границу, особенно из Италии. Часть богатой коллекции сгорела во время пожара в отсутствие владельца, когда он был в Киеве. Однако благодаря сохранившимся картинам художника Г. Сороки, одного из учеников А. Г. Венецианова, можно «заглянуть» и сейчас в дом Философовых. Картины «Гостиная» и «Диванная» запечатлели интерьеры богатого, с большим вкусом обставленного по-деревенски уютного дома. Богдановское Дмитрий Николаевич очень любил и называл его своим «земным раем». Там был прекрасный сад, украшенный прудами и статуями. «...Об этом самом Богдановском то и дело вспоминалось в беседах, о жизни же в Богдановском говорили, как о каком-то Эльдорадо», - констатировал Александр Бенуа то состояние восторга, с каким следующие поколения Философовых говорили всегда о Богдановском.
Все крепостные женихи и невесты перед свадьбой обязаны были вырыть определённое количество земли, углубляя и расширяя пруды, вызывавшие зависть соседей.
Когда гости приезжали, хозяин Богдановского водил их по причудливым тенистым дорожкам среди павильонов и беседок, показывая им павлинов, черепах, лебедей.
Сохранилась легенда, что 1000 человек в течение 10 лет засаживали и разрабатывали 20 десятин, на которых раскинулся сад Философовых. Одна половина сада была устроена ещё в 1-й половине XVIII века, во французском, Версальском стиле. Прямые, широкие аллеи, причудливо остриженные липы, ели на фоне высоких шпалер из деревьев.
За садом текла речка, а за нею начинался лес. Дмитрий Николаевич превратил этот лес в парк английского типа. Речка и болотистая равнина были превращены в огромный пруд, напоминающий озеро. В пруду выросли острова. Живописные мостики были переброшены через протоки. План парка принадлежал французу Дебосу солдату Наполеоновской армии, отставшему от неё во время отступления. Дебос выращивал великолепные розы, пальмы, виноград; островок на пруду был затейливо разукрашен.
Вообще во всех затеях барина Дебос принимал самое деятельное участие, внося свою фантазию. Д. Н. Философов окружал свою жизнь забавами и приятностями. Даже сын его, несмотря на всю мягкость характера, написал о нём: «Жизнь его отличалась постыдным отсутствием всякой деятельности». Иногда он по нескольку месяцев не распечатывал писем, чтобы не иметь необходимости отвечать на них. Забавы его были самого разного свойства. Однажды он захотел испытать, что чувствует нищий. Две недели бродил он по Витебской губернии, питаясь Христовым именем. Потом со своей свитой объезжал те места, где его хорошо принимали, и развозил подарки. В 64 года как любознательный турист он поехал в Киев со всевозможными прихотями на собственных лошадях.
«Мне скажут, что немногие согласятся пуститься по России на своих, но если бы кто решил мне сопутствовать, то сказал бы, кто же кроме проказника Философова умеет так мастерски пользоваться жизнью, как он? В таком месте, где с трудом можно достать плохое необходимое, он лакомится страсбургским пирогом, запивает его душистым вином, закуривает манильскую цигарку, ложится на постель, как дома. Он отворил поставленный перед ним ящик, любуется волшебной кистью знаменитого Пуссена, которого возит тоже путешествовать. В интервалах пробегает несколько страниц какого-нибудь хорошего автора, потом засыпает. Его не будят, он не рассчитывает ни время, ни дороговизну, рассчитывает только то, чтобы ему было хорошо». В этой поездке, как и всюду, он был окружён обычным крепостным гаремом. Даже заграницу он возил его с собой, поражая иностранцев необычной свитой красавиц.
Типичный герой своего времени, убеждённый крепостник, самодур и оригинал, любитель и ценитель прекрасного, - таким написал его в 1826 году О. Кипренский. Художник изобразил его в сюртуке, с длинным чубуком в бисерном чехле. Чёрные короткие волосы падают на лоб. Лицо круглое, бритое, широкий, упрямый подбородок, маленький рот с красивыми капризными губами, всё полно сытости и баловства, но глаза умные и живые.
Ныне портрет находится в Армении, в картинной галерее Еревана.
«На портрет деда Димы я посматривал с недоброжелательством, как на жуткого, жестокого крепостника. В то же время о просвещённости этого деспота свидетельствовало как то, что он создал из холопа художника, так и те очень недурные картины, которые, спасённые от пожара в Богдановском, всё ещё украшали стены гостиной... Среди этих картин была большая «Клеопатра» во вкусе Гвидо Рени и несколько «маленьких голландцев»... В кабинете висел ещё один портрет Дмитрия Николаевича Философова, писанный художником Гольпейном, изобразившим его уже в старости, стоящим спиной к зрителю, но отражающимся лицом в зеркале», - вспоминал А. Бенуа.
Единственным свидетелем прежнего великолепия Философовых были старинные картины - остатки знаменитого собрания Д. Н. Философова в Богдановском.
Летом 1825 года Иван Матвеевич Рокотов привёз на правах близкого родственника в Богдановское ссыльного Пушкина, очевидно, гордясь и хвастаясь своим знакомством со знаменитостью.
Сын Д. Н. Философова Владимир Дмитриевич рассказывал впоследствии, что во время этого визита А. С. Пушкина, он, тогда 5-летний мальчик, читал перед поэтом I песнь «Онегина» и Пушкин удивлялся памяти ребёнка.
Аналогичное предание существовало в семействе псковских знакомых поэта Яхонтовых. Может быть, эти реалии отразились в «Отрывке» 1830 г., носящем явно автобиографический характер, в котором Пушкин размышляет о положении известного поэта в обществе: «Приедет ли он к соседу поговорить о деле или просто для развлечения от трудов, сосед кличет сына и заставляет мальчишку читать стихи такого-то, и мальчишка самым жалостным голосом угощает стихотворца его же изуродованными стихами».
Герой повести «Египетские ночи», куда впоследствии с переделками вошёл Отрывок», поэт Чарский признался, что мальчишки так ему надоедали, что поминутно принуждён он был удерживаться от какой-нибудь грубости». Портрет В. Д. Философова в детстве - «Мальчик с игрушками» - находится в экспозиции Псковского музея. Владимир Дмитриевич Философов (1820-1894) в свои студенческие годы вёл дневник, который содержит очень точные и меткие наблюдения и некоторые провинциальные происшествия.
Этот «Дневник правоведа» является одним из источников для характеристики жизни и быта псковского поместного дворянства.
Дань семейным воспоминаниям отдал и его сын Дмитрий Владимирович, написав статью «Соседи А. С. Пушкина по Михайловскому», опубликованную в 1912 г. в сборнике «Старое и новое».
Тонкий наблюдатель и друг Димы Философова, сказавший о нём много прекрасных слов, Александр Бенуа писал о среде, из которой вышли Философовы: «Это класс, из которого вышли герои и героини романов Пушкина, Лермонтова, Тургенева и Толстого. Он выработал самые главные темы русской жизни, его самосознание и систему взаимоотношений между членами одного семейного клана. Всякие тонкости русской психологии, извилины типично русского морального чувства возникли и созрели именно в этой среде». В этой среде и рождались идеи «Мира искусства».
Д В. Философов известен как один из организаторов журнала «Мир искусства». Под сводами богдановского парка молодые люди — Сергей Павлович Дягилев, впоследствии знаменитый театрал, антрепренёр, основатель «Русских сезонов» за рубежом, и его кузен Дмитрий Владимирович Философов - обсуждали планы создания новаторского художественного журнала, который дал название целому направлению в русском искусстве.
Мать Дмитрия Владимировича, знаменитая Анна Павловна, урождённая Дягилева, которая содействовала развитию женского просвещения в России, была одним из организаторов «Бестужевских курсов». Красавица, умница, жена камергера, директора Департамента внутренних сношений Министерства иностранных дел Владимира Дмитриевича Философова, она сочувствовала революционерам, укрывала их от полиции. Анна Павловна была дружна с Достоевским и Блоком, который ввёл её в свою поэму «Возмездие» под именем Анны Вревской. Супруги Философовы - Владимир Дмитриевич и Анна Павловна - нашли упокоение в часовне вблизи Богдановского (ныне пос. Бежаницы). В советское время часовня была осквернена, в ней продавался керосин...
В настоящее время на месте некогда роскошной усадьбы Богдановское - жалкие остатки великолепного парка, о котором писал К. Случевский, сопровождая в поездке по России Великого князя Владимира Александровича в 1884-1885 гг.: «Громадный, замечательной планировки парк, пруды, беседки, стриженые ели и пущенные верандами липы - всё это задумано на широкую руку и в другие времена...»