Форма входа


 

Категории раздела

род Философовых [43]
материал о представителях рода
К 100-летию Первой мировой войны [7]
Материал об участниках Первой мировой войны, о событиях того времени, связанных с историей нашего края.
Статьи о п. Бежаницы. [29] Деревенька моя! [34]
Статьи о деревнях Бежаницкого района, легенды о происхождении их названий и т.д.
Философовские чтения [5]
Материалы чтений разных лет.
Поздравления, отзывы, письма [1]
Поздравления, отзывы, письма в адрес ИКЦ
Публицистика, эссеистика, переписка . Д.В. Философов [23]
Произведения, переписка Д.В. Философова
ЖЗЛ нашего края [19]
Статьи о замечательных земляках и людях, связанных с Бежаницким краем
Дворянские гнезда нашего края [8]
Бывшие усадьбы, владельцы имений и т.д.
Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц... [1]
Проза и поэзия о родном крае
памяти войны 1812 года [2]
статьи об участниках Отечественной войны 1812 года
календарь [10]
календарь краеведческих знаменательных дат
Дорогами войны [35]

ПОУНБ





Вторник, 16.04.2024, 14:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Бежаницкий историко-культурный центр Философовых  
 https://vk.com/club155176255                                                                                                                                                                                                         
                                                                 
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Деревенька моя!

Уханов В.С., Кольцова Ю.В. Турово
фото Степанова В.И. д. Турово
 
Научно-практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее» 13-15 декабря 2006 года,
 
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРОВСКОЙ ЦЕРКВИ
 
Работу выполнили: Уханов Владимир Сергеевич, Кольцова Юлия Викторовна МОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа», Псковская область, п. Бежаницы, 11 класс Научный руководитель: Максимов Аркадий Венедиктович, учитель истории МОУ «Бежаницкая средняя общеобразовательная школа»
 
1. Вступление
Богата наша Родина историческими памятниками. В непроходимых лесах, на заливных лугах, по берегам рек, озёр, посреди широких полей разбросаны неповторимые архитектурные сооружения. Чаще всего это старинные церкви, соборы, дома, усадьбы, каменные и деревянные постройки, захоронения. Такого наследия, которое оставили нам предки, вокруг нас достаточно, но мы не интересуемся и даже не думаем о том, кто и когда строил эти великолепные сооружения. Если раньше люди приходили в такие места, то теперь наблюдается обратный процесс. Люди покидают давно «насиженные» места и устремляются в города, оставляя то немногое, что им завещали их предки. Большинство памятников истории и культуры они так и не смогли сохранить. Возможно, нынешнее поколение займется этим и исполнит завет предков.
 2.Обоснование темы
 Наше внимание привлек заброшенный памятник архитектуры, расположенный в деревне Турово. При первичном осмотре перед нами предстала такая картина: на холме, возвышающемся над деревней, стоит, по всей видимости, старинное сооружение с частично упавшими колоннами и открытыми дверьми. Более детальный осмотр показал, что это некогда действующая церковь, а в настоящее время находящаяся в плачевном состоянии. Сначала мы решили кратко изучить историю селения Турово. Во время анализа историко-географического очерка бежаницкого краеведа П. В. Солодова выяснилось, что оно получило своё название от производного слова с корнем «тур». Туры - первобытный рогатый скот, обитавший в этой местности и вымерший в 1627 году. Первым документальным фактом, подтверждающим образование этого населенного пункта, является летопись «Дань Ржовская» за 1488 год, по которой Туровская губа с центром в деревне Турово входила в состав Ржевской волости. Активная торговля, как с западными странами, так и с востоком, подтверждается тем, что вблизи деревни неоднократно находили клады, состоящие не только из серебряных, но и из золотых монет.
 3. Цель исследования
Цель исследования – по мере возможности (учитывая ограниченность доступа к архивным материалам и запрет на ведение археологических работ) восстановить историю Туровской церкви и провести исследование её современного состояния. В частности, подтвердить или опровергнуть гипотезы местных жителей о наличии каких-либо подземных коммуникаций, связанных с данным историческим объектом, в основном подземных ходов. Ведь построить их в то время было достаточно сложно. Возможность обнаружить какие-либо предметы: исторические источники - частички прошлого. Да и просто узнать и сохранить что-нибудь новое о своем родном крае. В данном случае наш интерес привлёк архитектурный памятник, находящийся в полуразрушенном состоянии, расположенный в деревне Турово, а именно – Туровская церковь.
4. Методы исследования
 Интерес к истории проявляется не только в чтении специальной литературы, но и в исследованиях, прежде всего родного края. Это является наиболее удобным и эффективным способом изучения и дает важнейшую информацию. Самый интересный метод исследования - изучение местности: - измерение церкви и составление примерного плана, как внутреннего, так и внешнего (при этом точность измерения достигла в данном случае пяти сантиметров, а сам план выполнен в масштабе 1:40); - осмотр щелей и поиск тайников на наличие предметов, оставшихся с прежних времен; - поиск наиболее вероятного места нахождения подземных сооружений и по возможности исследование и анализ изученного. Второй метод исследования – это опрос местных жителей. При этом требуется знать несколько правил, которые помогут расположить к себе местное население. Во-первых, необходимо представиться: кто и откуда. Потом кратко рассказать цель исследования. И под конец разговора попрощаться и поблагодарить за помощь. Для облегчения труда, во время разговора, лучше составить ряд вопросов и провести по ним опрос.
Вопросы, заданные жителям деревни Турово
1. Как называется церковь?
2. В каком году была построена?
3. Кто работал в церкви?
4. Когда она прекратила свою работу?
5. Как использовалась после Октябрьской революции?
 6. Куда делись иконы и колокола из церкви?
7.Что происходило с церковью во время Великой Отечественной войны
8. Вы что-нибудь знаете про ходы и склепы? Если «Да»: Примерное место нахождения?
9. Знаете ли Вы кого-нибудь из старожилов?
10. Хотите ли Вы, чтобы храм был восстановлен?
 Было опрошено девятнадцать человек. Большинство из них были миролюбивы и с радостью рассказали все, что знали. Наибольшей проблемой, появившейся при опросе, оказалось, что те жители Турова, которые могли что-нибудь рассказать, не дожили до этого. Отдельно был проведен опрос местных подростков. Как известно, они очень любознательны и имеют привычку все исследовать, но это не принесло результата. При обращении в районный краеведческий музей удалось только выяснить, что название Туровской церкви – Рождественская, построена в начале XIX века. Конечно, мы надеялись получить более подробную информацию об историческом объекте нашего исследования. Мы обратились в местный архив, написав заявление на имя начальника архивного отдела Администрации Бежаницкого района Т. Т. Буровой с просьбой о поиске материалов, в которых в прямом или косвенном смысле упоминается Туровская церковь. Через некоторое время получили ответ в виде архивной справки. Из неё выяснилось, что Туровская церковь отнесена к памятникам архитектуры (приложение 1). В Государственном архиве Псковской области нами просмотрены клировые ведомости о церкви Псковской епархии Новоржевского уезда Рождества Богородицкой церкви погоста Турово за 1905, 1908, 1915 годы (фонд 39, опись №1, ед. хр. №635 за 1905 г., л. 74-85; ед.хр №641 за 1908 г., л. 30-44; №657 за 1915 г., л. 10-24) Следует отметить, что записи во всех ведомостях повторяются, но ведомость за 1915 год дополнена сведениями о штате при церкви, о церковной земле, библиотеке, доходах, ремонтах храма.
5. Результаты работы
 История церкви. 
 Достаточно большому и хорошо развивающемуся селу была необходима церковь. Первоначально была построена деревянная церковь на бую (возвышенность), она некоторое время функционировала. Но во время грозы сгорела. Это подтверждается словами местной жительницы Филипповой Татьяны Анатольевны (работает в СПК «Искра»). Об этой церкви ей рассказывала бабушка. Аналогичную информацию предоставил нам Андреев Михаил Владимирович (учитель Туровской школы). В кадастре памятников истории и архитектуры Бежаницкого района имеется примечание, что нынешняя Туровская церковь построена на месте сгоревшей деревянной (приложение 2). Данные клировых ведомостей из Государственного архива Псковской области также подтверждают наличие деревянной церкви в д. Турово, которая просуществовала до 1843 года. Вместо неё было решено построить церковь из кирпича на фундаменте из дикого камня. В первой половине XIX века в Турове была построена уже кирпичная, приходская церковь. Первоначально на месте нынешней церкви собирались строить монастырь, но из-за недостатка средств было решено построить церковь. Церковь была расписана и украшена фресками. Она была освящена и работала. Долгое время у епархии недоставало средств на приобретение колоколов. И все же выход был найден. В Посадникове, что близ Новоржева, бездействовала, за ненадобностью, церковь построенная в 1781-1784 годах местным помещиком А. Д. Ланским. Долгое время она стояла без работы и разрушалась. С неё были сняты и перевезены в Турово четыре колокола весом: первый - 22 пуда и 15 фунтов, второй - 9 пудов и 12 фунтов, третий - 2 пуда и 10 фунтов, четвертый - 1 пуд и 10 фунтов. С тех пор церковный звон в Турове стал напоминать прихожанам о необходимости приходить в церковь. Красивый церковный звон был хорошо слышен за много километров. Но из-за бытовых проблем туровляне церковь посещали редко. Для служителей церкви был выделен земельный участок в 36 десятин, который ими полностью использовался. Мнения местных жителей о времени постройки, названии церкви расходятся. Один местный житель, живущий в непосредственной близости у церкви, утверждает, что это «церковь Святой Марии» 1770 или 1870 года постройки. Ему противоречит мнение Фелюхиной Александры Алексеевны (пенсионерка) – Туровская церковь называется Рождественская Апостольская Митрофановская. Она основывается на воспоминаниях из детства, на рассказах родителей. Церковь подразделялась на две части. Это объясняет наличие двух входов: первая часть - Митрофановская это главный вход (колонны сохранились) и Апостольская, вход через колокольню (колонны разрушены). Несколько схожее мнение имеет Беляева Мария Федоровна (пенсионерка), по её сведениям, церковь называется Рождества Пресвятой Богородицы, состоящая из двух приделов: первый – Никольский, а второй – Митрофановский. По данным музея, это «Рождественская церковь» первой половины 19 века, это же подтверждает справка из архива (приложение 1). Можно сделать вывод, что информация о названии церкви основана на пересказах из поколения в поколение и со временем изменяется. Материалы Государственного архива Псковской области уточняют год постройки церкви – 1842. Её строительство осуществлялось на деньги, частично предоставленные Алексеем Васильевичем Мининым, и на добровольные пожертвования прихожан. Общая сумма истраченных средств неизвестна. Благодаря добротному строительству перестройка церкви никогда не производилась, поэтому сохранился её исконный вид. Однако в течении работы церкви было произведено несколько ремонтов храма. При этом не изменялся его архитектурный стиль. Например, первый ремонт по решению Епархиального начальства по указу от 1888 года был осуществлён на сумму 725 рублей. Сведения из архива о типе церкви почти не отличаются от рассказов местного населения и представляют собой более точное описание: «Святых престолов в ней три: главный во имя Рождества Богородицы, вправо во имя Св. Митрофана Воронежского, а влево во имя Святого Николая Чудотворца». Несмотря на их единство, они использовались в разное время года: Приделы Св. Митрофана и Николая Чудотворца использовались в зимнее время, так как они отапливались (это подтверждает и внутренний осмотр церкви, в ходе которого были обнаружены два дымохода – по одному в каждом приделе). Главный придел (Рождества Богородицы) использовался в основном в летнее время. По данным ведомости за 1915 год, в распоряжении церкви находилось 36 десятин земли, которая имела несколько назначений. Наиболее плодородная земля (большая часть) использовалась под пашню, остальная часть под сенокос и другие хозяйственные нужды. Средний доход составлял 400 рублей. Туровская церковь имела большое религиозное значение, поскольку за несколько верст не было других церквей. Под её покровительством находилось три десятка деревень, а это более 600 домов, порядка 4000 тысяч прихожан, состоящих в основном из крестьян. Наряду с религиозным значением уделялось внимание просветительской деятельности. При церкви существовала Воскресная школа. В церковной библиотеке находились книги для чтения в количестве 80-ти томов. В мнениях местных жителей о дальнейшей истории церкви проявляется единодушие. Несмотря на ряд революций в начале XX века, церковь полностью выполняла свои функции вплоть до Великой Отечественной войны. После того, как Турово было оккупировано немецкими войсками, церковь закрыли. Для спасения церковного имущества священник раздал его местным жителям. Но по необходимости жители Турова приносили иконы в церковь. По воспоминаниям Савиной Клавдии Алексеевны, во время войны умер её отец от болезни и его отпевали в церкви. В ней тогда находились иконы. После войны церковь некоторое время работала, но потом закрылась. Причина этого неизвестна. Назначение церкви поменялось, и в 70-х годах она стала использоваться как склад: сначала для хранения зерна, потом химикатов. После того, как крыша стала протекать, церковь оставили на разграбление. В то же время был снят большой колокол, отправленный на переплавку. А другие три меньших размеров сняли сами жители Турова. Судьба двух колоколов неизвестна, а третий был повешен на дерево и использовался для созыва людей на работу, обед, собрания и в случае пожара. Провисев лет пятнадцать, он упал и раскололся надвое (записано со слов Филипповой Татьяны Анатольевны и Андреева Михаила Владимировича). К сожалению, в обоих архивах (районном и областном) отсутствует информация о Туровской церкви в период с 1915 по 1945 годы. О её истории в этот период можно судить лишь по рассказам местных жителей.
 
Люди и церковь .
По данным областного архива, со времени постройки и до закрытия настоятелями церкви были разные священнослужители. Причем чин священника передавался родственникам из поколения в поколение. Священнику, дьякону, псаломщику выделялись дома и земля для собственного пользования, а также выплачивалось жалование. По сведениям, предоставленным Мироновой Светланой Ивановной (учительница Туровской школы), во время Великой Отечественной войны дедушка Филипповой Татьяны Анатольевны – Калиничев Федор Дмитриевич был псаломщиком и возглавлял певчий хор в церкви. Хор составляли женщины: Рыбицкая Александра Алексеевна, Прусакова Анна Васильевна, Зуева Мария и Калиничева Пелагея Васильевна. А священником был Виноградов. Это подтвердили: Степанова Антонина Григорьевна, Савина Клавдия Алексеевна, Беляева Мария Федоровна, Филиппова Татьяна Анатольевна.
Легенда о подземной церкви
Существует легенда, что была церковь, похожая на Туровскую церковь, и она находилась в лесу, на горе напротив буя. Забравшись на колокольню одной из них, можно было бы увидеть колокольню другой. Также их соединял ход, который шел под рекой. После войны церковь провалилась под землю, где и находится до сих пор. Об этом свидетельствует Фелюхина Александра Алексеевна. Филиппова Т.А. сообщила, что её бабушка рассказывала: если в церковный праздник прийти на то место, где была церковь, и прислушаться, то можно услышать звон колоколов. Это будто бы в колокола звонят люди, которые остались под землей во время провала церкви. При активном содействии Трофимова Николая Григорьевича (охотник со стажем, хорошо знает местность) была спланирована и осуществлена экспедиция с целью нахождения места, где по преданию находилась церковь. В результате экспедиции на одном из холмов, который находится через реку, напротив буя, была обнаружена ровная площадка размерами примерно восемьдесят на девяносто метров. Вокруг эта площадка окопана, имеется ров порядка двух метров глубиной. По словам Николая Григорьевича, с одной стороны ото рва к этой площадке идут несколько каменных ступенек, но из-за большого слоя опавших листьев их обнаружить не удалось. На самой площадке произрастает множество деревьев. Судя по размерам деревьев, подтверждается версия Фелюхиной А. А. о том, что церковь провалилась под землю после войны. Церковь действительно могла провалиться под землю, так как в округе множество родников, которые сильно вымывают почву круглый год. В ходе общего осмотра территории был обнаружен железный предмет. Скорее всего, это гвоздь, довольно больших размеров и согнутый с одной стороны. Гвоздь является кованным. По словам Трофимова Н. Г., недалеко от церкви в одной из кручей (круча - крутой спуск, обрыв) будто бы зарыт колокол с золотом. Находились и сейчас находятся местные жители, которые пробовали найти этот клад, но безрезультатно.
 Находки
 В результате поисков, в церкви в одном из углублений в стене были найдены два железных предмета. Один очень похож на щипчики для взятия чего-нибудь из пищи со стола. Второй предмет представляет собой крышку, вероятнее всего часть замка. Происхождение и назначение этих предметов установить не представляется возможным.
Ходы и склепы
Склеп – закрытое помещение ниже уровня земли под церковью или на кладбище, в котором ставятся гробы с телами умерших. Существует версия, что от церкви идут два хода. Один из них шел от церкви к склепу, который находится на оставшейся части старого кладбища. Этот ход должен быть примерно протяженностью около ста пятидесяти - двухсот метров. Второй ход шел от церкви, спускался под гору (её высота примерно пятьдесят - сто метров), проходил под рекой и выходил на другую сторону. Оканчивался он в церкви, где-то в лесу, которая, потом провалилась под землю. Второй ход предположительно должен был иметь длину порядка одного километра. По словам местных жителей, ходы уже ищут с 1950 года, в основном местные школьники. Но результата нет (Андреев М.В.). Один из склепов, находяшийся на бую, и к которому вел малый ход, принадлежал семейству Корф. Династия Корф - выходцы из прибалтийских немцев, от Екатерины II за верноподданническое служение во время дворцовых переворотов получила имение Зенково, которое находилось в нескольких километрах от Турова. У Николая Фёдоровича Корфа была дочь, умершая от какой-то болезни, по словам старожилов, в шестнадцатилетнем возрасте и похороненная на старом кладбище, расположенном на Бую, на самом живописном месте. После Октябрьской революции склеп был разрыт, драгоценности похищены. В последний раз фамильный склеп был предан осквернению в 1971 году. Возможно, кто-то из стариков рассказал об этом внукам, и ребята из любопытства раскопали его. По словам очевидцев, склеп был выложен изнутри красным кирпичом, там были найдены фрагменты цинкового гроба и человеческие останки. Но больше всего поразила коса изумительной красоты: каштановые блестящие волосы, заплетённые в косу, которая была уложена в узел, и маленькую женскую туфельку. Что стало с ними потом, неизвестно. На этом склепе была гранитная плита, которую местные жители приспособили в своем хозяйстве. По словам Куровой Людмилы Ивановны (учительница Бежаницкой средней школы) и многих других, на плите высечена надпись «Баронесса Корф», а ниже годы жизни. Проверить это невозможно вследствие габаритов плиты в длину полтора метра, в ширину около полуметра, а толщина двадцать сантиметров, и за двадцать лет она уже «вросла в землю». Недалеко от предыдущего склепа находится ещё один фамильный склеп, говорят, что его не могли вскрыть: не сдвинули могильную плиту. В настоящее время это место можно обнаружить. Оно представляет собой два углубления в земле примерно на сорок сантиметров, в периметре имеет три на два метра. Вокруг валяются и торчат из земли осколки и целые кирпичи. Все заросло кустарником и травой. И лишь кое-где из-под земли пробиваются оставшиеся каменные памятники грубой обработки. На этом, старом кладбище, никого не хоронили со времен Октябрьской революции. Второй склеп находится в нескольких метрах от церкви, и был обнаружен сравнительно недавно, примерно год назад. Он расположен на глубине пятьдесят сантиметров, потолок сложен двумя слоями кирпичей в виде арки. Ширина входа около семидесяти сантиметров, длина - сто двадцать сантиметров. Углубление постепенное, чем-то напоминает ступенчатую лестницу. Сам склеп представляет собой прямоугольник шириной четыре метра, высота от потолка до завала сто двадцать сантиметров, длина около двух метров. Потолок в достаточно хорошем состоянии. Сохранился благодаря старому дереву, которое находится недалеко и чьи корни поддерживают землю. По словам местных жителей, этот склеп возник от провала земли, и никто его обследовать не пробовал. В результате первичного осмотра внутри было замечено ответвление, которое отходит влево на два метра. Дальше образуется завал из кирпичей и земли. Стены в этом месте пробиты корнями и не очень прочные. Видимо, это ответвление вело к первому ходу. Также среди кирпичей были обнаружены кости неизвестного происхождения. Дальнейшее обследование невозможно в результате запрета на ведение такой деятельности. В кирпичах найдены достаточно массивные, около два на два метра, листы железа. У нас появилась версия, что вход для большей надежности был закрыт еще и этими листами. Если учитывать близость склепа к церкви, а это немногим больше двух метров, то можно судить, что склеп принадлежит достаточно знатному человеку или скорее всего церковнослужителю. Ведь даже дочь барона была похоронена дальше. Возможно, через некоторое время обнаружатся и другие склепы, и тогда ими должны уже заняться настоящие археологи. Недавно возле церкви были произведено захоронение Рыбицкого Николая Ивановича, и при этом были обнаружены подошва детской туфли и кусочек парчи, а несколько в стороне кирпичная кладка. Это свидетельствует о том, что в земле еще находятся склепы, не подвергшиеся разграблению.
7. Вывод
Мы так увлечены повседневной жизнью, что и не замечаем находящееся вокруг нас. А между тем идет время. Оно беспощадно не только к человеку, но и к тому, к чему он непосредственно приложил свои усилия. Усилия, которые тратили наши прадеды и прапрадеды. А мы не только не можем построить что-нибудь столь великолепное и красивое, но и сохранить то, что нам досталось. Уже сейчас у Туровской церкви частично разрушен потолок. А вместе с ним и уникальные фрески. Разрушено боковое крыльцо с великолепными колоннами, отсутствует пол. И лишь стены да массивные двери остались на страже нашей истории. Пройдет еще лет пять, время закончит свою работу: стены рухнут, двери сгниют, и тогда уже навсегда будет потеряна частичка истории, которую будет невозможно восстановить. А ведь это старинный и редкий памятник архитектуры, и таких памятников в районе можно найти десятки и сотни. При хорошем финансировании можно восстановить все памятники и сделать их неотъемлемой частью туризма. Нами было написано письмо в Администрацию Бежаницкого района, с просьбой если не восстановить, то хотя бы проанализировать состояние церкви, дать ответ. Ответ мы получили в устной форме и основой его содержания является то, что на восстановление Туровской церкви средств в районном бюджете нет. Участвуя в работе научной конференции, мы надеемся ещё раз привлечь внимание районной Администрации к этой проблеме. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Газета «Сельская новь» июнь – июль 1993 года. Бежаницы, Псковской области. 2. П. В. Солодов, историко-географический очерк «Бежаницы», М. «Просвещение» 1997г. 3. Альбом «Старые русские усадьбы Бежаницкого района и их владельцы». М., «Просвещение» 2003 г. 4. С.И.Ожегов «Словарь русского языка» М., «ЭКСМО-Пресс» 2002 г. 5. Материалы фондов Государственного архива Псковской области.


Источник: Научно-практическая конференция учащихся Псковской области «Шаг в будущее» 13-15 декабря 2006 года,
Категория: Деревенька моя! | Добавил: nadanisimowa (21.07.2010) | Автор: Надежда
Просмотров: 3572 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 e5271  
0
хорошо бы разобраться с баронами Корфами,ведь говорят это они оказали помощь в постройке церкви.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024