Два портрета Д.В.Философова
Сохранились два портрета Философова, выполненные в разное время его польскими современниками: бюст работы скульптора Ханны Налковской-Бицковой, лепившей Дмитрия Владимировича в своей студии в 1930-е гг., и живописный портрет работы известного деятеля польской культуры С.И.Виткевича.
Как и многие представители польской интеллигенции, писатель, драматург, художник и философ Станислав Игнаци Виткевич (Witkiewicz; псевдодним - Виткаци (Witkacy); 1885-1939) некоторое время прожил в старой России.
В 1928 г. Виткевич переселяется на виллу Олма в селе Закопане, где предпринимает художественно-психические эксперименты в области живописи под действием алкоголя и наркотиков в присутствии д-ра Бялницского.
В самом начале 1931 г. Дмитрий Владимирович впервые был представлен Виткевичу на одной из художественных выставок. Философов был очарован личностью этого авангардиста и баловня польского театрального круга. Особенно его поразила артистическая фантазия театральных постановок Виткевича.
В те же годы Виткаци организовал "новое передвижное коммерческое предприятие" - "Портретную фирму С.И.Виткевича". Клиентура подбиралась самим художником.
В апреле 1932 г. по приглашению Виткевича Философов посетил его студию в Варшаве. Результатом посещений был впервые публикуемый здесь портрет.
Виткевич составил классификацию человеческих типажей в зависимости от степени усиления в них карикатурности по отношению к «первоначальной» идее, воспринятой через призму его собственного субъективного психологического опыта. В нижнем правом углу картины, около автографа художника, Виткевич прилагал код, который, согласно выработанной им самим системе, характеризовал метод исполнения работы с точки зрения использования алкоголя или более сильных наркотиков для возбуждения сознания вплоть до вызова фантастических видений и метафизических ощущений. Под портретом Философова помета "TB+d". Она означает, что только непосредственное восприятие личности самим Виткевичем, находившимся под воздействием минимального количества алкоголя, способствовало созданию напряженности образа в этом рисунке.
В своем дневнике (лето 1932 г.) Философов делает запись по поводу психологического состояния и скорости работы Виткевича, приводит сказанные им слова. Вот эта запись: «Виткацы был трезв, рисовал быстро, молча, сказал лишь следующие слова по-польски: лицо - икона… горизонтальная шизофрения… лицо - действительность, искусство - икона… вертикальная шизофрения: прошлое, настоящее, Россия, Польша».
В иконообразно исполненном портрете художник сумел отразить тесную связь прошлого и настоящего в личности Философова, о чем свидетельствует умиротворенность вертикального профиля (прошлое) и подчеркнутая рубцами прошедших годов изломанная линия горизонтального профиля (настоящее). Дмитрий Владимирович дорожил этим портретом, не расставаясь с ним даже во время пребывания в Отвоцке в последний год жизни.
Джон Стюарт Дюррант
Источник: http://nasledie-rus.ru/ |